Игорь Стравинский - кратко о биографии и творчестве композитора Перейти к основному содержанию
Игорь Стравинский

Игорь Стравинский - выдающийся русский композитор, пианист и дирижер. Он является представителем музыкального модернизма, один из крупнейших представителей мирового искусства. Выдающийся композитор XX века, дирижер, музыковед, который сыграл важную роль в развитии самых разных направлений в музыкальном искусстве. Его творчество связано с новейшими явлениями мировой музыкальной культуры, с традициями русской музыки. Она вобрала в себя практически все ведущие направления и стили своей эпохи.

Краткая биография

На протяжении всего творческого периода (почти шесть десятилетий). Стравинский поражал слушателей неожиданными поворотами своего стиля. Недаром его называли "человек тысячи одного стиля", "Пикассо в музыке", "законодатель музыкального языка", "Композитор-хамелеон". В своей музыке Стравинский блестяще отразил важные черты эпохи, которая стремительно менялась. В его творчестве преобладают театрально-сценические произведения.

Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 г. в Ораниенбурге близ Петербурга (ныне г. Ломоносов). С артистической средой был знаком с ранних лет. Отец был прославленным певцом Мариинского театра. Кроме сослуживцев в доме родителей бывали и Стасов, и Мусоргский, и Достоевский и много других известных людей. Мать - прекрасная пианистка и певица, была постоянным концертмейстером на концертах мужа.

В возрасте 10 лет начал заниматься фортепианной игрой. Вскоре увлекся импровизацией, еще не умея записывать свои музыкальные мысли. Первые сохранившиеся произведения были написаны, когда ему не было 16 г. После окончания гимназии (19 л.), идя на встречу желанию родителей, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Тогда же начал самостоятельно изучать музыкально-теоретические предметы. Среди университетских друзей был сын Римского-Корсакова, через которого состоялось знакомство с композитором. Сначала Стравинский обращался к Римскому-Корсакову лишь за советами, а с осени 1905 г. занятия стали регулярными, дважды в неделю. Парнем он уже принадлежал к высшим кругам Петербургской художественной интеллигенции. Становится участником "вечеров современной музыки", их возглавляли А. Нуроки и В. Нувель. С их помощью сближается с деятелями "мира искусств" и российским импресарио С. Дягилевым, сыгравшим решающую роль в дальнейшей судьбе композитора. Дягилев предложил написать музыку к балету "Жар-птица" 1909 г.

Русский период творчества

Именно тогда начинается первый период творчества: "Русский" (1908-1923) - связан с русским фольклором, искусством, тематикой. Под руководством Николая Андреевича Римского-Корсакова написал свои первые произведения Игорь Стравинский. Композитор представлял их на суд публики, и на одном из таких выступлений присутствовал Сергей Дягилев. Он дал высокую оценку музыке Игоря Стравинского.

Вскоре знаменитый импресарио предложил Игорю Федоровичу сотрудничество. Он заказал ему написание музыки к балету для «Русских сезонов» в Париже. В. Стравинский сотрудничал с С. Дягилевым три года и за это время написал для его труппы три балета, которые сделали его знаменитым: «Весна священная», «Петрушка» и «Жар-птица».

В 1924 году Игорь Федорович дебютировал как пианист. Собственное произведение - Концерт для фортепиано и духового оркестра - исполнил на сцене Игорь Стравинский. Дирижер проявился в нем еще до этого. В таком качестве он выступал с 1915 по 1926 годы. В основном дирижировал исполнением собственных произведений. Он был очень требователен к музыкантам.

В 50-60 годы была проведена аудиозапись большинства его произведений. В 1962 году Стравинский приезжал на гастроли в СССР В течение трех лет сотрудничества с труппой Дягилева, Стравинский написал три балета, которые принесли ему мировую славу (28 г.) - "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) - трагедия злополучной куклы, погибающей от трудностей ее жизни. "Весна священная" (1913)-картина языческой Руси, сочетание человека с природой, показ религиозно-обрядовой стороны жизни. Сюжет Н. Рериха. Премьеры балетов состоялись в Париже.

Также наиболее известное произведение этого периода в творчестве Стравинского - балет "История солдата" (1918 г.) - рассказ о биографии солдата, что иллюстрируется действиями актеров и музыкой. Перед началом Первой мировой войны, уехал с семьей в Швейцарию.

Неоклассический период творчества

В годы войны распалась труппа Дягилева, поэтому Стравинский обращается к малым музыкальным формам. II период творчества "Неоклассический" (1920-1954).

(С 1920 г. живет в Париже, а в 1934 г. принял французское гражданство) Новый стилистический период его творчества наиболее плодотворен (около 45 произведений) - это возвращение к стилям былых времен (возрождение раннеклассического и доклассического периода).

Неоклассицизм утверждал порядок и гармоничность старого искусства в противовес хаосу экспрессионизма. Переосмысление музыкальных стилей и направлений XVIII в. стало основой для создания опер "Мавра" и "Царь Эдип", балета "Пульчинела" (декорации Пикассо).

Традиции и новаторство в творчестве композитора сливаются в единое целое, а стили старинной музыки "прочитываются по новому". (В 1935г.поселился в США. А в 1945г.стал гражданином США.)

Додекафонный период творчества Стравинского

III период творчества "Додекафонный" (1953-1968) - способ создания музыки с помощью 12 тонов. Последнее крупное произведение "Реквием".

Умер Игорь Федорович 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен в Венеции.

Заключение

Игорь Стравинский вошел в мировую музыкальную культуру как представитель модернизма - новых тенденций в искусстве, что противостояли эстетике романтизма. Талант и творческое "кредо" композитора ярко проявились в жанре балета, одном из видных участков его художественной деятельности.

Стравинский написал (если учитывать микстовые формы) около 15 балетов.

Художник-интеллектуал, он относил себя к "аполоновскому " типу деятелей культуры, то есть сторонников осмысленного, а не экстатически-импульсивного, творческого акта. Отсюда возникают в его балетной творчества поиски разнообразных стилевых ориентиров: от неофольклоризму, импрессионизма - до неоклассицизма и додекафонии.

Стравинский значительно углубил реформу Петра Чайковского, который "поднял" музыку к определяющего фактора балетного произведения, безапелляционно утверждая идею ее диктаторской роли в системе балетной образности, а также пропагандируя приоритет симфонического начала в развертывании сюжетной рассказы.

Имя Игоря Стравинского носит музыкальная школа, которая находится в Ораниенбауме. В честь композиора были выпущены почтовые марки и монеты. Во французском городе Монтре есть музыкальная аудитория имени Игоря Стравинского. На планете Меркурий есть кратер, названный в его честь. В честь великого русского композитора названы: улица в Амстердаме, фонтан в Париже, аллею в Лозанне, площадь в Ораниенбауме. На Украине (Волынь) открыт музей Игоря Стравинского. А также там с 1994 года проводится международный музыкальный фестиваль имени композитора, дирижера и пианиста.