Сегодня я хочу поговорить о том, как выбрать произведение для исполнения и правильно работать над ним, с чего начать и как продолжать это делать.
Итак, начнем с выбора. Очень часто я сталкиваюсь с тем ( вспоминая времена своего обучения, и глядя на коллег сейчас), что преподаватели навязывают своим ученикам произведения, хотя репертуар такой многогранный. Но, по моему мнению, ученик имеет также право выбора, потому что от того "лежит душа" у ребенка или нет, зависит желание заниматься. Учитель может дать на выбор несколько произведений, сыграть, рассказать о преимуществах той или иной музыкальной композиции и ученик сам выбрал произведение. Если мы говорим не о занятиях в музыкальной школе, где есть программа, то я люблю на своих занятиях спрашивать у детей, что они слушают, какие фильмы смотрят и выбирать ВМЕСТЕ с ними музыку , которая близка к ним, чтобы заинтересовать, а не "загрузить" и напугать сразу классикой, мы к ней подходим постепенно.
Представим, что вы выбрали пьесу над которой будете работать с учеником. Появляется вопрос "а с чего же начать работу?". Для себя я вывела несколько дополнительных пунктов:
1. Я рекомендую обязательно послушать выбранный произведение, при этом смотреть в ноты, акцентируя внимание на том, что обозначено в тексте ( темпы, динамические оттенки, какие-то интересные или просто тяжелые пассажи, которые вы пока не понимаете как играть, и тому подобное).
2. Также перед тем, как начать работу над тем или иным произведением, было бы хорошо подключить образное мышление (с детками как раз работаем над его развитием) и придумать ассоциации, нарисовать перед собой картинку, которую передает произведение. Не редко, композиторы называют свои произведения, специально чтобы мы могли понять, что они хотели изобразить и передать нам этой музыкой.
3.Когда вы уже имеете представление над чем вы начинаете работать,имеете картинку перед глазами, я рекомендую начать с медленного и детального разбора произведения, строго придерживаясь всех пометок автора в тексте. Например, если там есть замедление - оно является неотложной деталью произведения и его надо сделать, то именно относится к крещендо, форте, штрихов и т.д.
4. Также отдельным пунктом здесь я вижу работу над ритмом (особенно в классических произведениях, где все должно быть очень ровно). Ни для кого не секрет, что у деток чувство ритма является проблемой, и оно требует детальной работы. Все мы понимаем, что метроном должен быть внутри нас: в голове, сердце, но сердце не бьется у всех по-разному и неодинаково ритмично, поэтому в начале мы имеем пользоваться метрономом.
5. Затем начинается большая и тяжелая работа над звуком. Здесь открывается слух ребенка, как она чувствует инструмент. По моему мнению, это самый сложный пункт работы. Здесь есть колоссальная работа учителя над развитием того слуха и тем чувством инструмента. Потом на выступлениях очень слышно, когда уши хороши не только от природы, но и "воспитанные", если так можно сказать.
6. Здесь я думаю, когда произведение уже готово, было бы хорошо послушать разные интерпретации, других исполнителей, хотя я знаю, что многие из преподавателей, например, на конкурсах и концертах запрещают своим ученикам слушать других, чтобы ничего лишнего ребенок не скопировала. Но мне кажется, что здесь как раз, можно услышать и увидеть, что вы пропустили в работе в тексте и не выполнили, может что-то выполнили немножко по-другому и вам показалось, что у кого-то получилось лучше прочувствовать то. Ведь сколько учителей, столько и видений исполнение произведения ( как говорят, сколько хозяек, столько и варіантві борща). Это показатель различных музыкальных школ, учителей и их видений.
7. А дальше идет коррекция и постоянная работа, так как, не секрет , что до идеала достичь далеко, и тем более у каждого они свои. Как говорил Нейгуз: "Чтобы поддерживать себя в форме нужно заниматься 4 часа в день, а все остальное вы уже работаете над ростом".
Надеюсь, что вам было интересно прочитать и вы для себя сделали какие-то выводы по вопросам работы над произведением.