Классический кроссовер в музыке: история и современность, успешная коллаборация или музыкальный компромисс? Перейти к основному содержанию
классический кроссовер

Шоу, взрыв чувств, баланс на грани изысканного вкуса и китча, прошлое и современность музыкального искусства – классика и другие жанры на одной сцене ... Что происходит?

Явление такого взаимопроникновения жанров популярной и классической музыки получило название кроссовера (от англ. cross over – перекрещиваться).

Несмотря на массовость появления, началом кроссовера как жанра можно считать 70-е годы ХХ века. Сейчас классический кроссовер мы понимаем в виде жанра, который колеблется между классической и популярной музыкой с целью привлечения фанов обоих типов музыки, и можем его считать «ребенком» новейшей эпохи.

В наиболее повседневном выражении кроссовера исполнители, которые прошли классическую музыкальную подготовку (в основном, оперные звезды), поют или исполняют на музыкальных инструментах популярные, фольклорные, праздничные песни, композиции, которые звучат в разных шоу. Поп-звезды, исполняющие классический репертуар, также входят в рамки кроссовера.

Ванесса Мей

Возьмем также во внимание так называемый «монтаж», когда в одной типично эстрадной песни цитируется тема известного классического произведения (например, в припеве). Стоит ли это описывать как кроссовер? Будем ли этот синтез считать прототипом, прообразом современного варианта сочетаний классической и популярной музыки, учитывая недостаток четкого определения жанра и творческие поиски композиторов-песенников начала и середины ХХ в.? Ответ на такие вопросы часто неоднозначный. Подсказки поклонники кроссовера на протяжении 1999-2011 годов могли получить благодаря премии Grammy Awards. Альбомы музыки, которую считали кроссовером, удостаивались отдельной ниши в этой премии, а именно “Лучший кроссовер-альбом”. Однако, несмотря на большое количество других номинаций, эту награду решили отменить, и в настоящее время распределяют музыкальные альбомы строго по тематике. Это значит, что приоритет отдается стилю музыки (в его чистом виде), в котором записывался альбом, а не артисту-исполнителю. Так же не можем, очевидно, считать классикой или кроссовером песни жанра поп, записанные с симфоническими оркестрами и выполнены эстрадными певцами.

В конце 80-х гг. ХХ в. и в течение следующей декады классическая и поп-музыка буквально "собирала стадионы". Происходили такие массовые явления по случаю масштабных спортивных событий, в честь которых известные артисты заранее записывали альбомы и синглы и пели во время церемоний их открытия или закрытия.

Самыми яркими примерами таких шоу с участием вокалистов академического направления были Финал Кубка Мира ФИФА (Италия, 1990 г.), Олимпиада 1992 года в Барселоне и др. По этому поводу вспомним исполнения Лучано Паваротти, Хосе Карерасом и Пласидо Доминго в 1990 г. во время финала Кубка Мира ФИФА арии “Nessun Dorma” (“Не смей спать!") из оперы Дж. Пуччини. Знаковым также оказался рекорд, зафиксированный в Книге рекордов Гиннеса, поскольку копий этой записи продано больше всего за всю историю классической музыки. С тех пор в течении почти 15 лет «Три Тенора» успешно гастролировали крупнейшими аренами мира во время чемпионатов мира по футболу и других спортивных событий, собирая многотысячную аудиторию на концертах.

В 1988 году происходит запись альбома «Барселона» английским рок-группой «Queen», чему предшествовал выбор Барселоны в качестве хозяина Летних Олимпийских Игр в 1992 году. Благодаря усилиям уже сегодня усопших оперной дивы Монсеррат Кабалье и фронтмена группы Фредди Меркьюри одним из наиболее громких кроссоверов классической и популярной музыки было их выступление в 1988 г. в лондонском Royal Opera House в рамках промо-акции совместного альбома «Barcelona», а также запись песен для вышеупомянутого альбома.

Не только вокалисты, но и инструменталисты также работают в этом жанре. Здесь ярко выделялись клипы скрипачки из Великобритании Ванессы Мэй, которая выпускала рок-обработки музыки И. С. Баха, выступала на больших эстрадах и собрала поклонников со всего мира.

Рядом с Ванессой Мэй еще одна молодая скрипачка, а именно Линдси Стерлинг из США, продолжает линию творчества в жанре кроссовера, миксуя жанр Dubstep с классической музыкой. В 2015 году артистка попала в рейтинг журнала Forbes как одна из тридцати известных музыкантов в возрасте до 30 лет.

В киноиндустрии выделим коллаборацию скрипача Дэвида Гаррета (который получил высшее академическое музыкальное образование в Европе, Великобритании и США, как один из учеников Ицхака Перлмана в Джульярдской музыкальной школе, впрочем, на данный момент, кроме записей классической музыки, занимается тем же кроссовером, исполняя собственные аранжировки известных произведений классиков, также музыкальные темы из кинофильмов) и популярной артистки Николь Шерзингер, что вылилось в английскую версию арии “Io Ti Penso Amore” из фильма “Паганини: Скрипач Дьявола”. Николь также получила музыкальное образование классического направления, однако сейчас она представляет жанр r'n'b и Dance-pop, где, кроме вокальных данных (а это четырех октавный диапазон) ценится тоже эффектная внешность и танцевальное мастерство певицы (вспомним известную в 2000-х группа “The Pussycat Dolls”, в которой Николь выступала как фронтвумен).

Еще один хит – «Con te partirò (Time to say Goodbye)» в исполнении Андреа Бочелли и Сары Брайтман. Лирическая ода любви с более чем 20-летним возрастом и более 12 миллионов проданных копий стала знаковой для этого перекрестного жанра, притом на родине А. Бочелли – Италии (видимо, для страны, где родилось bel canto и было написано десятки оперных арий, этот шлягер не имел принцопового значение), она не испытала такой популярности и коммерческого успеха, как в Бельгии, Франции или Германии, где занимала лидирующие места хит-парадов.

Не обошел кроссовер фортепианную и виолончельную музыку, где с недавних пор поклонникам этого жанра стало известно имя американской группы «The Piano Guys» и "2 cellos", которые исполняют обработки классической музыки в современном стиле и записывают клипы, что позволило им приобрести значительную популярность благодаря видеоплатформе Youtube.

Примеров кроссовера есть намного больше, только домен allmusic.com предлагает нам большой список артистов (среди портретов которых нетрудно узнать известных нам Андреа Бочелли, Лучано Паваротти, Ванессу Мэй, Дэвида Гарретта и многих других исполнителей), а сколько еще таких примеров можно и самостоятельно услышать и увидеть на телевидении, радио, живых концертах и т. д.

Славой, гонорарами, эффектностью, постоянным присутствием в медиа, десятками миллионов поклонников и просмотров, возможностью проявить себя не только в строгом академизме, но и на большой эстраде, презентуя другие грани личности привлекает кроссовер молодых исполнителей. Этот жанр требует от художника таланта исполнителя в разных музыкальных направлениях, а также умения быть одновременно и шоуменом, и актером.

Так какова же миссия этого специфического жанра? Или он трактуется как отвлекающий фактор от классической музыки, или наоборот, ее спасительный круг? Британский музыкальный критик Хелен Уоллес считает его своеобразным эрзацем в искусстве. А чем для вас является кроссовер?