Голос-это живой инструмент, с выразительностью которого не может соперничать ни один музыкальный инструмент мира, из чего он не был бы изготовлен. Поэтому очень важно уметь правильно нам владеть. С момента рождения человека у нее появляется голос. На его основе, путем образования языково - обратных реакций, возникает разговорная и певческая разновидность.
Разговорная разновидность голоса появляется на втором году жизни человека, которым в дальнейшем она начинает овладевать. В этом процессе большую роль играет обогащение речи словарным запасом, в увеличении которого играют роль мышечные, слуховые и зрительные ощущения. В возникновении слов большую роль играет артикуляционный (речевой) аппарат. Он состоит из трех отделов:
-
дыхательная система: мышцы живота и спины.
-
Голосовые связки.
-
Органы речи: язык, губы, зубы, нижняя челюсть, альвеолы, твердое небо, мягкое небо, маленький язычок, гортань и другие.
Функции гортани являются подсознательными, но все равно вокалистам следует учиться управлять ими. Потому что от положения гортани и ее сужения будет зависеть качество звучания голоса. По последним исследованиям размеры голосовых связок у детей составляют от 1,3 мм до 7,8 мм, в зависимости от возраста, после переходного возраста до 25 лет они могут увеличиться: у женщин до 16 мм, мужчин - 18 мм.
Певческое развитие детей в школе делится на три периода:
- Домутационный - 6-12/13 лет,
- Мутационный - 13-15 лет;
- Послемутационный - 15-20 лет.
Домутационный период можно разделить на три этапа:
- первый - 6-8 лет;
- второй - 8-10 лет;
- третий - 10-12/13 лет.
С ростом ребенка происходит изменения в его голосовом аппарате. Поэтому педагогам нужно быть очень внимательными и обращать внимание на изменения, которые происходят между этапами домутационного периода: большая утомляемость голоса, слабые верхи, временная сиплость, снижение тонуса голосовых связок.
На втором и третьем этапах домутационного периода голос начинает крепнуть. Также в домутационном периоде детский разговорный и певческий голоса-одинаковые. Мутационный период совпадает с периодом полового созревания.
Различают две формы мутации: легкая, может длиться от 2-3 месяцев до полугода. Острая длится от 6 месяцев до года, а иногда и дольше. Во время мутационного периода разговорный голос мальчиков постепенно понижается. В такой период педагогам следует быть очень осторожными и снижать вокальное нагрузки, чтобы они не мешало формированию голоса. После мутации голоса мальчиков звучат по-мужски низко, но не ярко.
Послемутационный период делится на два этапа:
- стабилизация юношеского голоса (15-17 лет);
- переход юношеского голоса во взрослый (17-20 лет).
По типу детские голоса делятся на:
- у девушек - сопрано и альт,
- у мальчиков - альт или дискант.
Диапазон голоса меняется от возраста: у детей от 5-7 лет - около одной октавы. При регулярных занятиях вокалом диапазон постепенно расширяется, поэтому в дальнейшем не возможно точно указать его границы.
Однозначно могу сказать, что дети обладают всеми регистрами голоса: штробас, грудной, головной и свистковый. У них очень легко получается имитировать различные звуки, которые они слышат.
Некоторые дети с легкостью достают ноты четвертой октавы, не прилагая к этому значительных усилий. В детском саду независимо от группы часто приходится наблюдать такую картину: дети, которые раньше начинают говорить поют лучше и имеют более широкий диапазон голоса. Поэтому, считаю, что нужно применять индивидуальный подход. Также, у одной ученицы в возрасте 6-7 лет диапазон голоса оказался в размере одной октавы, а у ученика такого же возраста - две октавы.
Упражнения, которые чаще всего используются - это пение по нотам, имитируя звуки животных или птиц. Детям это очень нравится, таким образом быстро развивается вокальный аппарат.
Не менее важно занимаясь вокалом с учениками до переходного периода - учить их той вокальной технике, которую они сами воспроизводят.
Опираясь на классификацию режимов голоса по научному методу CVT( Complete Vocal Technique), каждый человек может освоить четыре режима: нейтральный, Кербин, Овердрайв и Эдж.
Например, если у ученика получается петь в одном или двух из перечисленных режимов, то только и их ему в дальнейшем нужно развивать. Иначе, любые вмешательства в его вокальную технику могут ему навредить. Касаясь вокального дыхания, детям лишь достаточно держать руки на поясе или его контролировать, потому что они все дышат правильно. После переходного периода можно заниматься полным развитием вокальной техники. Потому что физиологически он к этому будет готов.