Музыкальная тема - это главная мысль произведения. От нее зависит общее настроение музыки, она раскрывает идею музыкального произведения, обрисовывает тот или иной музыкальный образ.
В зависимости от количества музыкальных образов выстраивается и музыкальная форма произведения, то есть его устройство. Важны количество частей в произведении, их размеры, контрастность или сходство.
Способы развития музыкальной темы
Музыка, продолжаясь во времени, постоянно меняется и развивается. Музыкальная тема может развиваться способом повторения ее составляющих (интонаций, мотивов, фраз, предложений), или через их контраст.
Повторение может быть точным, как, например, в народной песне „Щедрик”.
Один и тот же мотив несколько раз звучит одинаково, не меняя ни одной ноты. Если при повторении музыка претерпевает изменения, то повторяемость будет вариантной. При варьировании может меняться ритм, метр, лад, изменений претерпевает и мелодический рисунок. Примером такого развития может быть „Камаринская” русского композитора Михаила Ивановича Глинки.
Таким образом, образуется вариационная форма, которая может быть условно обозначена схеме А+А*+А**+А***... В такой форме написано много произведений для различных инструментов и музыкальных коллективов.
Секвенциальное развитие - это повторение одного и того же мотива от разных нот в одном голосе. Этот мотив называют мотивом секвенции. Каждое перемещение мотива образует звено секвенции, а интервал между звеньями – шаг секвенции. Если все звенья секвенции находятся в одной тональности, секвенция называется диатонической, а если каждое звено переходит в другое тональность, секвенция будет хроматической. На принципах секвенционного развития построены такие произведения, как „Романс” композитора Георгия Васильевича Свиридова или „Сарабанда” немецкого композитора Георга Фридриха Генделя.
Еще один способ повторяющегося развития - мотивная разработка. Это многократное видоизмененное проведение долей темы, которая ранее прозвучала полностью. Мотивной разработкой можно назвать развитие темы и части пятой симфонии немецкого композитора Людвига ван Бетховена, когда первый угрожающий мотив приобретает в процессе развития совсем другие интонации.
Имитация (на латинском „подражание”) – это повторение мелодии или ее части последовательно в двух или более голосах. Этот способ был очень распространен в XVII–XVIII веках. Чаще всего он используется в таких произведениях, как фуги, инвенции, но иногда встречается и в народном музыкальном творчестве. Одной из разновидностей имитации является канон, когда второй голос все время как бы „запаздывает”, и таким образом создается эффект „эха”. Имитация применена в таких произведениях, как двухголосная инвенция ля минор И. С. Баха и хоровая обработка украинской народной песни „Над рекой каемочкой” композитора Николая Дмитриевича Леонтовича.
Контраст - это сопоставление непохожих мотивов, фраз, тем. Контрастный музыкальный материал в целом имеет совершенно иной ритмический рисунок, интонационное содержание и характер.