Ноты для фортепиано в басовом ключе Перейти к основному содержанию

В скрипичном ключе можно записать лишь часть звуков музыкального звукоряда: часть малой октавы, звуки первой, второй, третьей, четвертой и до пятой октав. Остальные звуки малой октавы записывать в этом ключе неудобно, ибо чтение нот на линейке затрудняется большим количеством дополнительных линий под нотным станом.  Поэтому звуки малой октавы, большой, а также контр - октавы и субконтроктавы записывают в ключе фа, или басовом ключе.

Содержание:

  1. Правильное написание басового ключа на нотном стане

  2. Ноты малой октавы в басовом ключе

  3. Ноты первой (1) октавы в басовом ключе

  4. Звуки большой октавы в басовом ключе

  5. Как записывают ноты контроктавы в басовом ключе

  6. ноты субконтроктавы в басовом ключе

  7. Расположение на нотном стане нот в басовом ключе

  8. Как выучить ноты басового ключа

    1. Видео урок на фортепиано как быстро и легко читать ноты басового ключа

  9. Контрольные вопросы и упражнения

Как правильно записать басовый ключ на линейке

Этот ключ пишется на нотном стане таким образом, чтобы его головка была на четвертой линии, верх подходил под пятую линию, а нижний конец доходил до второй линии. С правой стороны рядом с ключом ставят две точки так, чтобы четвертая линия нотного стана проходила между ними. На ней записывают звук фа малой октавы:

расположение басового ключа на нотном стане

Кстати ноты в басовом ключе называются точно так же, как и в скрипичном. Отличие только в записи этих нот на нотном стане. Рассмотрим как правильно пишутся ноты разных октав в басовом ключе.

Ноты малой октавы в басовом ключе

Зная место звука фа, легко определить место остальных звуков малой октавы относительно известного:

ноты басового ключа малой октавы

  • до малой октавы записывается между второй и третьей линиями нотного стана,

  • ре — на третьей линии нотного стана,

  • ми — между третьей и четвертой линиями,

  • фа — на четвертой линии,

  • соль — между четвертой и пятой,

  • ля — на пятой линии,

  • си — над пятой линией

Ноты первой (1) октавы в басовом ключе

Как в скрипичном ключе можно записать часть звуков малой октавы, точно также часть звуков первой октавы можно записать и в басовом ключе (см. два рисунка ниже).

  • На первой дополнительной линии выше нотного стана пишут до первой октавы,

  • над первой дополнительной линией — ре,

  • на второй дополнительной — ми,

  • над второй дополнительной — фа,

  • на третьей дополнительной — соль и т. д. 

ноты 1 октавы в басовом ключе

Нота до первой октавы связывает обе половины звукоряда: ту, что записана в скрипичном ключе, и ту, что записана в басовом. Поскольку эту ноту пишут на первой дополнительной линии под нотным станом в скрипичном ключе или на первой дополнительной над нотным станом в басовом ключе, она считается центром всей системы записи звукоряда.

первая и малая октавы  - ноты в басовом ключе для фортепиано

Остальных звуков, которые находятся выше или ниже звука (4— 5 звуков), можно записать и в скрипичном, и в басовом ключах.

Звуки большой октавы в басовом ключе записывают так:

ноты басового большой октавы

Как записывают ноты контроктавы в басовом ключе

Звуки контроктавы пишут так же, как и звуки большой октавы, но под нотами ставят знак:

знак

 и исполняют их на октаву ниже, чем написано. 

ноты басового ключа контроктавы

 

Как записывают ноты субконтроктавы в басовом ключе

Звуки субконтроктавы записывают на дополнительных линиях под нотным станом, также со знаком  знакпод нотами

ноты басового ключа картинки

Расположение на нотном стане нот в басовом ключе

В Примере ниже показано нижний и часть среднего регистров, записанных в басовом ключе.

ноты в басовом ключе для фортепиано

Ноты в басовом ключе для фортепиано

Звук до в разных октавах нижнего и частично среднего регистров записывают так:

нота до на басовом ключе

Запись длительности звуков и пауз, размер, простые и сложные такты и группировка нот в них, повышение и понижение звуков — касается также и нот, записанных в басовом ключе. Знаки альтерации, действие которых распространяется на все произведение, также выносятся к ключу. Изменяется лишь их место в соответствии с записью самих нот.

Пример записи диезов и бемолей в басовом ключе с указанием порядка написания:

запись диезов и бемолей в басовом ключе

Как выучить ноты басового ключа

Чтобы было легче выучить расположение нот на нотном стане в басовом ключе можно воспользоваться специальными карточками.

Пример 1

пример карточек нот басового ключа

Скачать и распечатать такие карточки можно по этой ссылке.

Второй карточек:

карточки для того, чтобы выучить ноты басового ключа

Скачать и распечатать эти карточки для изучения басового ключа

Неплохой видео урок на фортепиано о том, как быстро выучить и легко ноты басового ключа

Контрольные вопросы

  1. Как пишут басовый ключ? Для записи каких регистров его применяют?

  2.  Как записать звуки малой и первой октав в басовом ключе?

  3.  Как записывают звук до разных октав нижнего регистра?

  4. Как записывают звуки большой октавы, контроктавы и субконтроктавы?

  5. Для чего применяется знак 8 ------- ?

  6. Как размещают ключевые знаки в басовом ключе?

Упражнения на проверку освоения чтения нот в басовом ключе:

Гулак-Артемовский, Семён Степанович из оп. "Запорожец за Дунаем"

ноты в басом ключе

Белорусская народная песня "В вишневом садике»

в вишневом саду - пьеса с нотами в басовом ключе