Одна из основных причин растерянности на сцене и страха одного только этого слова - волнение.
Когда я училась в школе, мне говорили: "Если ты уверена в тексте, нотах, в себе - ты не будешь волноваться". В тот момент и сразу пробегает мысль, и ты начинаешь мандражировать. Есть факт: от волнения никуда не деться. Каждый артист, народный, заслуженный, или вовсе неизвестный, начинающий - волнуются все. Каждый по-своему.
А вот как его не выдавать, как его не показывать зрителю - это уже мастерство.
Волнение может помочь, а может и наоборот забраковать все. Помогает тем, что выделяются определенные гормоны, благодаря которым можно произвести фурор, например в спорте, прыгнуть дальше, чем раньше. А можно потерпеть фиаско. Дело в том, что нужно пропустить "причину" волнения сквозь себя, и понимать и уяснить, что от волнения выступление может быть смазано, голос может дребезжать, качаться, и вообще не слушаться, потому что "живот" не будет держать дыхание, сделать не те движения, забыть поклониться, вообще, ты захочешь убежать со сцены, и начать плакать, что все сделал плохо, именно это волнение.
С волнением очень легко справиться, спросите себя, почему я волнуюсь? Что не так?
Когда вы найдете ответ (а вы обязательно ее найдете), вы справитесь и будете контролировать себя.
На сцене надо быть максимально сосредоточенным на деле, которое ты несешь: пение, танец, стихотворение, акробатіка, и тому подобное. Будь это экзамен, спектакль, конкурс, прослушивания.
Страх сцены - это психологический барьер. По сути мы боимся ни сцены, а того, что будет после нее. Это уже совсем другая история.
После нее будут обсуждения, возможно оценки, критика, самоанализ. Бывает так, что есть только один шанс себя проявить. Жюри, зрители запоминают только поражения и плохие выступления. Как себя зарекомендуешь, так и будут тебя в дальнейшем воспринимать.
Знаю много людей, которые падали в обморок перед выходом на сцену, настолько волновались. Дело в том, что нужно получать удовольствие от выступления, потому что этот миг очень быстро проходит. Согласна, что иногда все идет не так, особенно это бывает, когда много людей в коллективе, и большая ответственность не только за себя, но и за весь коллектив. Надо уметь, надо учиться уверенность, быстро находиться, импровизировать, если сбился - идти дальше и никогда не переигрывать, или перепевать это место, останавливаться, нельзя показывать зрителю, что что-то не так.Большую поддержку играет именно зритель. Никогда не знаешь, что тебя ожидает, аншлаг, кризис. Конечно приятно, когда тебя слушают, внимательно слушают, подходят после выступления и говорят приятные слова, критику. Сейчас очень часто выходишь и замечаешь, что кто-то спит, кто в телефоне, кто-то смеется с тебя, и...теряешься.
Если ты все это заметил - ты не сосредоточен, ты не в обиде, ты не готов для того, чтобы выходить и делать свое дело, ты не готов поражать и цеплять каждого зрителя глазами и зажигать их, и заставлять слушать твой месседж.
Когда ты полностью погружаешься в настроение, бежишь на сцену - тебе все равно: кто спит, кто в инстаграме, кто читает газету, сколько пришло тебя слушать. Ты сосредоточен, ты готов делать свое дело на сто процентов, прежде всего для себя. Это звучит эгоистично, потому что артисты всегда выступают для публики, но, выступают они, прежде всего, потому что любят свое дело, получают большие неповторимые эмоции от заряда. И тогда у тебя нет мыслей о сценическом волнении, потому что его нет. Когда тебе нравится что ты делаешь, когда ты чувствуешь себя отдачу - это почувствуют и зрители.
Сцена - это таинственное место, где происходит магия, где находишься ты, со своими мыслями, со своим посылом, со своей историей, иногда в одиночестве, иногда зритель тебя поддерживает. Это приятно.
А волнение - это не повод не заниматься своим ремеслом. Волнение - это естественно. Направляйте его в нужное русло.