Восходу солнца, как и закату, не важно - наблюдаем ли мы его, или нет. И он всегда будет прекрасным, независимо от того, смотрим ли мы на него и признаем ли его.
Поэтому в мире существует вечный объективный принцип, который мы называем Прекрасное, и он не зависит от нас. Иногда мы признаем его, иногда нет; это зависит от нашего субъективного взгляда. Если объективность - это небо, то субъективность – это закрытое перед небом окно. Объективное - это всегда абсолютные принципы, или силы, которые существуют; можно назвать их архетипами, божествами... как угодно. Окна же - это разные грани видимой жизни человека: Искусство, наука, религия и политика. Именно мы выбираем – очистить окно или оставить грязным, открыть или закрыть его. Вот где наша субъективность может помешать взгляду или же сделать нас проводниками вечных принципов - Прекрасного, истинного, Доброго и Справедливого. То, что каждый может приоткрыть окно, означает, что где-то внутри каждого человеческого сердца, независимо от времени, места, цвета или касты, есть общая человеческая жажда Вечного неба добродетели.
Ричард Фейнман, лауреат Нобелевской премии по квантовой физике, сказал: «Один мой друг художник взял цветок и сказал: «Посмотри, какой он прекрасный», и я согласен. Затем он говорит: «Я, как художник, могу видеть насколько он прекрасен, но ты, как ученый, разделишь ее на части, и цветок станет бессмысленным»... Хотя я не такой утонченный эстет, как он... я вижу в цветке гораздо больше него... красоту в меньших измерениях, внутреннюю структуру и процессы... Это только обогащает мое видение красоты. Я не понимаю, как это ее отбирает».
Поэтому, цель искусства и науки одна – обнаружить тайны жизни. Каждая форма, которая проводит в эти тайны, служит своей цели, а значит выражает справедливость. Другими словами, такую форму называют классической. Корень слова «классический» – латинское слово klass-ik, что означает «высокого класса», или высочайшего качества. Возьмем за пример классическую музыку.
По Леонарду Бернстайну, атом в музыке – это не одна отдельная нота, а по крайней мере две; отношение, которое возникает между двумя нотами, называют интервалом. Этот интервал и является сердцем и душой музыкального произведения. Мелодия – это следование нот одна за другой во времени горизонтально. Гармония – когда ноты звучат одновременно, сочетая время вертикально, то при повышении или понижении, в инверсии и так далее. Отношения между этими музыкальными атомами и их интервалы в мелодии и гармонии и творят музыку.
В классических композициях воплощено одно творческое изобретение, которое, кроме искусства, связано с фундаментальными вопросами математики и физических наук. Бетховен, один из самых известных композиторов в мире, создал большинство своих прославленных композиций после того как потерял слух. Как? Причина – в его гениальной чувствительности к схемам и математики, скрытые за прекрасными звуками.
Природа полна схем, которые можно описать математически. Например, радуга, паутина, медовые соты, окраска меха животных и др. Наша Вселенная управляется неизменными законами природы. Классическая форма, как и природа, также математически разработанная и управляемая законами, и это создает гармоничное сосуществование и равновесие между ее различными частями.
Сегодня мы видим себя и мир и можем ясно понять насколько мы отдалились от природы, гармонии и равновесия. По моему мнению, хаос, который мы наблюдаем сегодня в мире, – это просто отражение нашего внутреннего хаоса. Сегодня мы обычно поворачиваемся спинами к окнам вечного и не видим их. В нашей стремительной жизни, где время словно ускользает из рук, то или иное модное искусство приобретает популярность. Что именно нас привлекает в музыке? Для некоторых – это слова, кому-то нравится ритм, для многих – настроение момента. Иначе говоря, мы можем назвать это современным искусством.
При сравнении современной музыки с классической, последняя выдерживает проверку временем. Если без общих фраз – вы можете послушать сегодняшнюю поп-музыку, которой все восхищаются, однако через 300 лет, скорее всего, такое тотальное увлечение пройдет? Тогда же как композиции Бетховена до сих пор ценят по всему миру. Другая существенная разница заключается в том, что классические композиции захватывают наше внимание, даже если длятся более, чем несколько часов, тогда как современная не способна задержать внимание уже через несколько минут.
Поэтому, по моему мнению, математические законы, лежащие в сущности классических произведений искусства, подобные законам природы и позволяют форме передать суть бесконечности. Как будто природа эффективно создает проводников, через которые архетипы выражаются в мире. Поэтому сегодня чрезвычайно важно развивать эту традицию классической музыки. Через нее мы имеем связь с самым главным, кратчайший путь возврата к главному, который человек сегодня получил, проявляя ощущение вечности. Но для выполнения этой формы искусства, нужен еще один не менее важный элемент: сознание музыканта.
Когда человек начинает изучать образец классического искусства, начинается путешествие к совершенству, где, с одной стороны, он пытается улучшить технику, передать музыку без собственной импровизации. С другой стороны, музыкант уже не остается тем же самым, каким был в начале, он меняется, если искренне работал. Исследуя и осваивая гармоничное целое классической формы, он также стремится исследовать человеческое внутри себя, чтобы принести гармонию между различными внутренними голосами. Это становится процессом расширения сознания, поскольку человек постоянно выходит за свои пределы. Процесс в целом является путешествием не только ради удовольствия, но ради открытия вечных законов жизни, закодированных в формах классического искусства. Тогда это путешествие становится духовным путем художника.
Сознание творца выходит далеко за пределы субъективности, и он обретает существование сильного объективного “я”, своей истинной духовной идентичности. Эта его идентификация перекликается с объективным архетипом Прекрасного, что выражается в классических формах, а следовательно художник становится его проводником.
Музыкант должен упорно упражняться на этом пути, поддерживать ритм и отбросить свое эго. Каждый вызов, который был преодолен художником, становится открытием внутренней силы. Каждый шаг к очищению субъективного окошка и открытие того канала, обнаружит новый луч света, что всегда ждал, чтобы войти. Лишь когда художник совершенно забудется в искусстве, тогда и только тогда он действительно найдет себя.
Различные исследования также раскрывают преимущества слушание классической музыки. Кроме людей, подобное влияние оказывают и на животных и растения.
Классицизм в искусстве является отношением к совершенствованию форм, что обогащает как исполнителя произведения, так и слушателей. Такое отношение – приложения усилий, чтобы обнаружить внутреннее божественное через действие, – можно назвать классическим способом жизни, этической жизнью. Это способ человеческой жизни, когда каждый направляет свои ограниченные во времени и пространстве ресурсы, чтобы взрастить, сформировать и выявить способность проводить тайны вечности до своей комнаты бытия. Человек, имеющий это за ось своей жизни, никогда не отклоняется от этого направления, она управляет каждой гранью своей жизни, и именно такой человек проживает свою жизнь в классический образ. Такое отношение сделает индивида благородным, а соответственно общество – нравственным в истинном смысле этого слова.
Источник: http://library.acropolis.org/a-classical-voyage-music-and-life/