Важнейшими критериями при выборе клавишного инструмента (синтезатора, учебно-развлекательной “самоиграйки”, рабочей станции или цифрового фортепиано) - является качество звучания, технические возможности, цена и удобство. Относительно первых двух пунктов - это постоянные конкурентные гонки между производителями, всегда самые современные эксклюзивные разработки и супертехнологии в сфере сэмплирования и генерации звука. пункт “удобство” стоит рассмотреть подробнее.
По критерию "Удобство" можно выделить следующие несколько подпунктов:
-
интерфейс (грамотно расположенные элементы управления, информативный дисплей, продуманное меню управления);
-
компактность (размеры и вес);
-
гибкость настроек (возможность настроить инструмент под себя, скорость доступа до нужных тембров или установок имеет большое значение во время живых выступлений);
ну и конечно
- клавиатура.
Характеристики клавиатуры у фортепиано. Сколько клавиш в стандартном фортепиано?
Конечно, понятие “удобная клавиатура” очень размытое и требования к “удобству” напрямую зависят от сферы применения инструмента, а также потребностей исполнителя.
К сожалению, далеко не всегда на сайтах можно найти исчерпывающую информацию о клавиатуре, а иногда типичные характеристики даже презентуются производителями, как эксклюзивные особенности (что в результате может сбить с толку покупателя). Именно поэтому при выборе инструмента важно понимать все термины и обозначения, которые указываются в описаниях. Это позволит сделать правильный выбор (от которого зависит будущий творческий процесс) и избежать лишних переплат за ненужные функции.
Итак, ниже приведен список признаков, по которым можно определить основные типы клавиатур.
Классификация клавиатуры фортепиано по количеству клавиш:
● Клавиатура с 25 клавишами
Небольшие двух-октавные MIDI-клавиатуры, которые используют для прописывания миди-сообщений в компьютерном секвенсоре, или для воспроизведения специальных эффектов. Подходят для компактных домашних студий и ди-джеев.
● От 32 до 49 клавиш
Такими клавиатурами, обычно, оснащают компактные студийные MIDI-клавиатуры и синтезаторы. Такого объема достаточно для воспроизведения сольных lead-партий, атмосферных пэдов, поэтому их часто используют как дополнительную клавиатуру во время выступлений. Кроме того, такое количество клавиш часто встречается в детских учебных инструментах (сами клавиши в них, преимущественно, меньшей ширины).
● 61 клавиша
Современный стандарт клавиатуры синтезаторного типа, на которой можно сыграть большинство партий (за исключением разве что широкофактурних фортепианных). Такой объем позволяет при компактных размерах получить широкие исполнительские возможности. Часто производители на пользу компактности исключают из комплектации динамики, благодаря чему вес таких инструментов не более 6 кг. Именно поэтому, начиная с 80-х годов подавляющее большинство клавишной продукции выпускается с 5-октавной клавиатурой.
● Клавиатура с 76 клавишами
Инструменты с таким количеством клавиш имеют определенный спрос, но в целом такая клавиатура менее популярна, чем 5-октавная. Их удобно использовать на концертах, когда нужен более широкий диапазон, например для исполнения фортепианных партий, или разделения клавиатуры на несколько частей. Иногда производители оснащают такие инструменты молоточковой механикой, представляя их в качестве уменьшенной модели фортепиано.
● 88 клавиш
Классический диапазон фортепианной клавиатуры. 88 клавиш имеет стандартное, обычное фортепиано. В редких случаях повнооктавные инструменты выпускаются с полувзвешеной или с невзвешенной механикой, но почти всегда они имеют в своей конструкции настоящий молоточковый механизм, который максимально приближен по ощущениям к “живому” фортепиано.
Кстати, если вам нужно распечатать клавиатуру фортепиано для уроков сольфеджио, то сделать это можно здесь: klaviatura-fortepiano-raspecatat-dla-urokov-solfedzio
Классификация клавиатуры фортепиано по типу действия
● синтезаторная клавиатура (synth action)
Cамый распространенный тип клавиатуры, такой клавиатурой оснащается большинство современных синтезаторов и рабочих станций. Визуально синтезаторная клавиатура не полная, как у фортепиано, а с тонкими (около сантиметра толщиной) клавишами;
● рояльная клавиатура (hammer action)
Тип клавиатуры, которым оснащаются все инструменты, основное назначение которых - это имитация игры на фортепиано. Визуально не отличается от обычных клавиш фортепиано. Самый трудный тип клавиатуры, в основе которого находится настоящий молоточковый механизм.
● органная клавиатура (waterfall action)
Именно такая клавиатура была в классических электроорганах. Визуально этот тип похож на фортепианный, но клавиши внутри пустые и сделаны из пластика, как и синтезаторные. Сегодня большинство производителей электроорганов также оснащают свои инструменты этим типом клавиатуры, поскольку он более приспособлен для органной игры (игра с подъездами и глисандо). Хотя, наверное, логичнее будет сказать, что именно клавиатура и продиктовала такой стиль игры.
Клавиатуры рояльного типа можно также поделить на:
● молоточковые сбалансированные (balanced hammer action);
● молоточковые градуированные, или прогрессивные (graded hammer action).
Максимально приближенной к клавиатуре акустического рояля является градуированная клавиатура. Для нее характерно больший вес клавиш в нижнем регистре и меньший в верхнем. Необходимость такой градации связана с тем, что в настоящем фортепиано молоточки верхнего регистра значительно легче, чем в нижнем, соответственно - для их нажатия нужны меньшие усилия.
Но это не значит, что сбалансированная клавиатура не имеет права на существование. Музыканту, который до этого играл в основном на клавиатуре синтезаторного типа, градация веса клавиш будет только мешать. Кроме того, такая клавиатура обычно имеет меньший вес, чем градуированная.
По чувствительности к скорости касания (velocity):
● не динамическая - такая клавиатура не реагирует на силу прикосновения. Для некоторых тембров (например, органа) это может быть полезно. Но сейчас такую клавиатуру можно встретить преимущественно в детских учебных инструментах.
● динамическая - такая клавиатура реагирует на силу прикосновения, то есть позволяет играть форте или пиано. На сегодня стандартом градации динамики есть 128 единиц (0-127), 7-битное разделения.
Также, компанией Casio была разработана система с 14-битным разрешением, что позволяет отразить более 16000 градаций (примерно в 125 раз больше). Таким образом точность передачи всех нюансов динамики максимально приближена к акустическому роялю.
По признаку тяжести клавиш:
● невзвешенная (non-weighted) - самый легкий тип клавиатуры. Самый длинный в изготовлении, но не самый удобный для игры.
● полувзвешенная (semi-weighted) - оптимальный баланс ощущений от игры. Такой тип клавиатуры используется у большинства синтезаторов. Клавиши имеют определенный вес, но все же достаточно легкие для исполнения органных глиссандо.
● взвешенная (weighted, heavy-weighted) - обычно называют взвешенной рояльную клавиатуру, но иногда сюда относят также и клавиши синтезаторного типа, но с увеличенным весом (более жестким пружинным механизмом). В общем, границы очень размыты, поэтому такие обозначения в определенной степени условны. Тем не менее, эту характеристику важно знать для создания полной картины об инструменте.
С точки зрения технического решения - разницы между невзвешенной и полувзвешенной клавиатурой нет: в обоих случаях используется пружинный механизм. Отличаются они лишь жесткостью пружины.
По поддержке послекасания:
● с поддержкой послекасания (aftertouch) - клавиатура позволяет изменять характер звука после его извлечения благодаря увеличению силы нажатия. Чаще всего используется как источник модуляции или для регулирования частоты среза фильтра или громкости.
● без поддержки послекасания клавиатура не поддерживает соответствующую технологию.
Надеюсь, мы сумели ответить на вопрос не только о количестве клавиш фортепиано, но и о том, чем отличаются друг от друга клавиатуры различных видов цифровых пианино.