Жорж Бизе (1838-1875) - биография кратко
Выдающийся французский композитор второй половины XIX века. Центральное место в его творчестве, разнообразном по жанрам, принадлежит опере. Из достижений французской оперы Бизе смог отобрать все наиболее ценное и прогрессивное: от „большой” оперы – яркость театрального действия, от лирической – тонкость в раскрытии интимной драмы, от комической – жанрово-бытовые и народные сцены. В результате композитор создал новый жанр – реалистическую психологическую драму.
Композитор родился в Париже, его отец был преподавателем пения, а мать неплохо играла на фортепиано и стала первой учительницей сына. В десять лет Бизе поступил в консерваторию, где занимался фортепиано и композицией. Одним из его преподавателей был Шарль Гуно. Среди первых произведений Бизе – симфония, оркестровая увертюра, вокальные и фортепианные пьесы, а также оперетта „Доктор Миракл”, отмечена на одном из конкурсов.
Блестяще окончив консерваторию, Бизе на три года уехал в Италию. Вскоре после возвращения в Париж в 1860 году пишет оперу „Искатели жемчуга”, что принесло ему некоторый успех. Опера „Пертская красавица”, поставленная в 1867 году, вскоре сошла со сцены.
Наиболее яркие произведения – музыку к пьесе А. Доде „Арлезианка”, музыкальную драму „Кармен”, а также лирическую оперу „Джамиле” и сюиту для фортепиано в четыре руки „Детские игры” – композитор написал в последнее пятилетие жизни. Бизе скончался летом 1875 года, потрясенный провалом оперы „Кармен”, премьера которой состоялась в марте.
Опера „Кармен”
Либретто оперы „Кармен” создавалось на сюжет одноименной новеллы писателя Проспера Мериме. Образы героев оперы сложные и неоднозначные. В основе сюжета – отношения свободолюбивой и непостоянной красавице испанской цыганки Кармен и влюбленного в нее Хозе. Музыкальная характеристика Кармен подана через песни и танцы в характере испанских и цыганских мелодий: хабанеру, сегидилью, цыганскую песню. Для партии Хозе типичные лирические кантиленные мелодии. Эффектной музыкой изображен образ блестящего тореадора Эскамильо, которым увлечена Кармен.
Очень велика в опере роль оркестра. Сквозь всю оперу в оркестре проходят три темы, которые „договаривают” то, что не было полностью раскрыто в вокальных партиях: тема страсти Кармен, тема любви Хозе и тема Эскамильо. Чрезвычайно красивые самостоятельные оркестровые эпизоды, изображающие картины природы и народной жизни Испании: увертюра и три антракта, которые предшествуют действиям.
Опера „Кармен”, не получив признания при жизни автора, впоследствии стала одним из самых популярных произведений для музыкального театра. Советский композитор Родион Щедрин на основе музыки Бизе создал одноактный балет „Кармен-сюита”, впервые поставленный в 1967 году на сцене Большого театра в Москве.